Когда мы вызываем такси, в дополнении отражается имя водителя и его фотография. Действительно, доверять данной информации нельзя. Сообщаем, зачем таксисты покупают «фейковые» аккаунты и как с этим сражаются агрегаторы.
Телеграм-чаты таксистов мелькают объявлениями о продаже аккаунтов — услуга это крайне распространенная. Один из автолюбителей «Яндекс.Такси» сообщил «МБХ медиа», что главная причина покупки фейковых аккаунтов — блокады со стороны агрегатора.
Водителя могут без проблем блокировать за жалобу пассажира, затем вернуть аккаунт обратно не выйдет. Жалобу клиент может отправить через приложение или сделать звонок в компанию по телефонному номеру.
Все жалобы рассматриваются, и, зависимости от серьезности нарушения, водителям выставляют штраф или блокируют аккаунт.
Блокаду можно получить за несоблюдение правил сервиса: дерзкое действие, запоздание, нарушение ПДД или ужасное состояние авто. К водителям бизнес-класса требования солиднее: в «Gett», к примеру, их могут блокировать за то, что они начали инородный диалог с заказчиком или просили оценить поездку.
«В „Яндексе“ это именно популярно более всего, поскольку они крайне строго относятся к блокировкам. Деблокироваться у них крайне трудно, поскольку даже не учтено такой процедуры.
Другими словами если парк не в состоянии помочь водителю деблокироваться, то едва ли у него самостоятельно выйдет это сделать», — сообщил водитель «Яндекс.такси».
Заканчивать работать таксистам не хочется, потому они покупают себе новые аккаунты в сети-интернет и продолжают доставлять пассажиров. Согласно заявлению собеседника «МБХ медиа», с «левых» аккаунтов работают приблизительно 10% автолюбителей «Яндекс.Такси».
Временами «фейковые» аккаунты покупают водители со стажем менее 3-х лет. Для работы в такси стаж является необходимым требованием — ни один из больших сервисов не берет на работу неискушенных автолюбителей. К данной услуге также прибегают трудовые мигранты, которые не имеют российского удостоверения водителя.
Правда, работать через «фейковый» аккаунт далеко не всегда рентабельно для автолюбителей. Если путешественник не заплатит за поездку или даже, к примеру, изобьет водителя, тот не может ничего сделать: таксисты опасаются сетовать и выражать собственное раздражение, так как в любой момент их могут позвать в офис, где они не могут доказать, что это на самом деле они.
Не менее небезопасной такая ситуация становится для пассажиров. «Если водитель работает через „фейковый“ аккаунт, это значит, что ему во время какой-нибудь остроконфликтной обстановки с пассажиром будет совершенно плевать, куда путешественник будет сетовать, потому могут выходить схватки, кражи и изнасилования в такси», — сообщает водитель «Яндекс.Такси». Реальных данных водителя, использующего «левый» аккаунт, никто не знает, потому вычислить его будет трудно.
Приобрести «левый» аккаунт можно в даркнете или на веб-сайтах взломщиков — их называют «форумами социальной инженерии».
Помимо аккаунтов там реализуют, к примеру, документы и дебетовые карты, помогают открыть соцсети и делятся жульническими схемами дохода. «МБХ медиа» удалось побеседовать с человеком, который занимается реализацией «фейковых» аккаунтов.
Он сообщил, что стоимость за аккаунт эконом-класса составляет около 5500 руб, за аккаунт комфорт-класса — от 10 до 15 тыс руб, а за бизнес-класс — от 40 до 60 тыс руб.
Иная распространенная услуга — разблокирование аккаунта, за это надо будет оплатить около 50 тыс руб. Разблокирование происходит через таксопарки: они передают такси-агрегатору, что водитель будто бы прошел переучивание и отдал аналогичный экзамен.
Предложения о продаже водительских аккаунтов можно отыскать и в телеграм-чатах таксистов. Покупают их там преимущественно огромными партиями — вероятнее всего, для того, что бы затем продавать. В чатах могут предложить и прочие услуги: брендирование авто, продажа водительских прав и сканов документов РФ.
Для реализации как правило создают новые аккаунты. Для этого необходимо водительское удостоверение: его или делают в фотошопе, или заказывают через сеть-интернет.
Временами дилеры покупают аккаунты у служащих таксопарков: у них в большинстве случаев есть база автолюбителей, которые больше не работают.
«Текучка гигантская, потому такие люди есть всегда», — пояснил водитель «Яндекс.такси». Работает это так: продавцы покупают комплект документов (фото прав, паспорта и фото водителя). Документы жителей РФ в оптовой продаже стоят 2000 руб, а документы мигрантов — 1000 руб. После этого дилеры проходят авторизацию, заново подключают водителя к агрегаторам, грузят в профиль номер мобильного телефона покупателя и данные о его авто. Все, аккаунт готов!
В «Яндекс.Такси» дали ответ «МБХ медиа», что применение посторонних аккаунтов — это отдельные ситуации. Информацию о том, что блокаду получить без проблем, они также не подтвердили: «Аккаунт водителя вполне может быть блокирован навсегда лишь в случаях очень грубого нарушения правил сервиса и законодательства или в случаях многократных нарушений и претензий со стороны клиентов (они рассматриваются).
Во всех других случаях аккаунт водителя вполне может быть разблокирован». В «Яндекс.Такси» сообщили, что после претензий клиентов водителям блокируют доступ к заявкам до завершения разбирательства. Решение о разблокировке зависит от разных моментов — к примеру, от отзывов, истории заявок и рейтинга водителя, и от рейтинга клиента, написавшего жалобу.
«Gett» существование проблемы назвали: они заметили, что «фейковые» аккаунты — это известная неприятность всех агрегаторов и упомянули о том, что аккаунты реализуются на нелегальном рынке по стоимости от 3 до 25 тыс руб. «Gett» сообщили, что они часто проводят проверки автолюбителей и блокируют их в случае нарушений. Заглядывайте на сайт https://runews24.ru/technology/13/01/2025/vyigoda-ochevidna-zachem-polzovatelyam-interneta-chuzhie-akkauntyi если нужно будет больше информации по данной теме.
В настоящее время они разрабатывают свежую технологию «face recognition» — контроль автолюбителей, который сможет помочь уменьшить число нарушений со стороны компаний-перевозчиков. Блокаду в «Gett» получить на самом деле не так трудно — компания закрывает доступ к аккаунту водителям с невысоким рангом. Пассажиры в силах оценить поездку в дополнении от одного до 5-и баллов.
Из этих оценок и создается рейтинг водителя. В компании пояснили, что автолюбителей с рангом 4.8 блокируют и посылают на переучивание, после которого они могут вновь присоединиться к сервису, а автолюбителей, чей рейтинг склонился до 4.75, блокируют навечно. «Низкая оценка водителя – это первый серьезный звонок, который говорит нам, что что-нибудь не так.
Потому 98 оценок из 100 должны быть на «5»», — пояснили в «Gett». Они добавили, что вероятность соединиться с организацией и оспорить блокаду у водителя остается всегда. В «Ситимобил» на запрос «МБХ медиа» не дали ответ.
С такой неприятностью сталкиваются не только лишь граждане РФ. В Лондоне компания «Uber» утратила лицензию потому, что таксисты применяли фальшивые удостоверения водителя. Был у британских таксистов и другой способ жульничества — несколько автолюбителей применяли одну учетную запись, а обменивали фото всякий раз, когда кто-то из них усаживался за руль.
Так что агрегатором могли пользоваться водители, которые не имеют лицензии или страховки, или присутствует непогашенная ходка. Как и российские коллеги, английские клиенты «Uber» довольно часто просто применяли посторонние аккаунты.