Как полярные животные «научились» защищать лапы от обморожения

Представьте себе противоположного медведя, идущего по приполярному снегу при температуре атмосферы минус 40 C, или пингвина, стоящего недвижимо на обработанной снежным покровом горе на антарктическом побережье.

Как эти животные ухитряются не отмораживать лапы и не утрачивать тепло через собственные конечности, регулярно контактирующие с холодный поверхностью? А секрет скрывается в эксклюзивной системе кровообращения, так именуемой системе «противотока» или «чудесная сеть», которая возникла у противоположных животных в ходе развития.

Противоположным животным нужно жить в условиях негативных температур и всегда располагаться на снегу и двигаться по снегопаду.

Их тело предохранено мехом, накапливаемым жиром. А лапы, если приглядеться и сопоставлять с телом, предохранены от холода значительно хуже.

Вроде вполне разумно, что для того, чтобы избежать обморожения лап и «утечки» тепла тела через лапы, необходимо «покрыть» их аналогичным крепким мехом, как и на тело противоположных животных. А тогда крепкая, плотная и мощная «защитная» шерсть на лапах зажимала бы их движение, препятствовала бы передвигаться, жаждать, нагонять, освобождаться, сбежать. И эволюция пошла иным методом.

Основной принцип защиты конечностей от холода, выдуманный эволюцией, состоит в устройстве системы кровяных сосудов противоположных животных, которая дает возможность наиболее эффективно сохранять тепло, настолько «дефицитное» в прохладных условиях. Вот как это работает:

Артериальные и венозные сосуды находятся предельно недалеко друг к дружке. Горячая кровь, передвигающаяся от сердца к конечностям (артериальная), протекает одновременно прохладной крови, возвращающейся обратно от конечностей к сердцу (венозной). Благодаря «переплетению» и ближайшему размещению артериальных и венозных кровяных сосудов тепло от артериальной крови сообщается венозной, что дает возможность существенно уменьшить издержки тепла.

В итоге такого ближнего размещения сосудов в конечностях удерживается температура всего на несколько C выше критичной, при которой можно получить ознобление. Конечности остаются довольно жаркими, чтобы не «получить поражение, но зато довольно прохладными, что дает возможность организму не тратить очень много энергии на их подогрев и мощность в неженатую тепла организма через лапы в холодную атмосферу.

В необычном морозе животные могут специально сужать кровяные сосуды в конечностях, еще более снижая теплоотдачу в атмосферу через лапы. А крайне крепкое сцепление артерий и вен создает достаточно действенный теплообменник.

У белых кабанов система «противотока» так абсолютна, что температура лап вполне может быть всего на 1 градус выше температуры ледника, по которому перемещается медведь. При этом «внутренняя» температура тела остается надежной — около 37°C. Посетите сайт http://wildlife.v.ua/ru/ если нужно больше информации про дикую природу.

Антарктические пингвины имеют так действенную систему «противотока», что могут стоять на снегу часами, почти не тратя тепла. Их лапы так «адаптированы», что для пингвинов не трудно длительное время и без движения стоять на поверхности, температура которой может добиваться -60°C.

У южных оленей система «противотока» дает возможность им не только лишь сохранять тепло, но также и почти мгновенно отвечать на изменения температуры атмосферы, повышая или понижая поток «теплого» кровотока в конкретное место тела.

Такая система кровообращения, как «противоток» у противоположных животных — итог млн лет развития и натурального отбора. Животные, которые сумели «научиться» качественно сохранять тепло в необычных условиях, приобретали превосходство в «гонке» на состояние.

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий