Хабенский идеально вписался в «Географ глобус пропил»

географ глобус пропил Если вы до сих пор по каким-то непонятным и наверняка надуманным причинам не посмотрели лирическую комедию «Географ глобус пропил» Александра Велединского, эту досадную оплошность следует немедленно исправить.

Потому что «Географ» войдет в историю как, вероятно, лучшая отечественная кинолента первой половины десятых годов.
Сюжет картины почти в точности повторяет сюжет оригинала, блестящего романа писателя Алексея Иванова, которого критика уже окрестила «пермским Довлатовым». Находящийся в нежных отношениях с алкоголем Виктор Служкин устраивается учителем географии в обычную школу, где вынужден вести неравный бой с необузданными десятиклассниками. Дома его остервенело пилит жена, в которую крепко влюблен лучший друг, а в самого Служкина горячо втюрилась возмутительно юная Маша Большакова. Служкина неудержимо тянет ответить ей взаимностью…
Велединский, известный по любопытной военной драме «Живой» и сценарию той самой «Бригады», с оригиналом обращается бережно, но умело, наглядно демонстрируя нам всю силу выразительных средств кинематографа. Он будто жонглирует деталями, делая осязаемыми все те вещи, что так сочно описал Иванов. Включая очень личную, описанную в других книгах Иванова Парму, от которой нам теперь осталось лишь «окаменевшее дерьмо мамонта».
И просто невозможно представить в роли Служкина какого-то другого актера, кроме Константина Хабенского. Особенно хороши две сцены — объяснение с Будкиным и пламенный спич Виктора Сергеевича во время игры в карты с учениками. Это есть не что иное, как очередное доказательство наличия у Хабенского большого таланта и глубокого уважения к традициям отечественного кино, в котором всегда любили и жалели таких вот недотеп Бузыкинского типа.
Главная женская роль здесь, конечно, не Маша, а Надя в исполнении Елены Лядовой. Язвительная, истеричная, измотанная женщина, злая как черт. Вроде на мужа, но на самом деле на себя. Лядова, помимо прочих достоинств, потрясающе владеет телом. Одной выразительной позой или едва уловимым движением лопатки в вырезе платья она транслирует с экрана всю боль красивой и гордой, но уже увядающей женщины в несчастливом браке. С ней невозможно жить, потому что она — пила высшего разряда. Но Надей нельзя не восхищаться — так ее сыграла актриса, потенциал которой мы оценили еще в «Елене» Звягинцева.
И отдельно хочется отметить игру Андрея Прыткова. Внешне напоминающий пермскую версию Ченнинга Татума из «Мачо и ботана», он выдал такого Градуса, что при всей его наглости и развязности тот выглядит в сто раз интересней малохольного Овечкина. И даже в каком-то смысле наступает на пятки Служкину. Да и все гиперактивные «бивни» Велединского, изображенные предельно честно, почему-то все равно не так мерзопакостны, как упырьки Гай Германики из скандальной «Школы».
«Географ» победоносно прошелся по фестивалям, собрав целую кипу наград, в том числе, за лучшую мужскую роль и лучшую музыку на «Кинотавре».
Стоит сказать о том, что действие в фильме разворачивается в современности, а в романе — в 90-е годы. Из-за этого герой Хабенского (в книге ему 28) выглядит еще более жалко. В 1990-х таких неприкаянных интеллигентных алкоголиков было много, а романтизировать их было модно. Сегодня и быть таким, и воспевать свой алкоголизм уже как-то стыдно. Особенно если тебе 40.

Однако, в отличие от своих предшественников, мнительных великовозрастных страдальцев из советских фильмов, Служкин умеет быть счастливым в любой своей ипостаси. Это говорит о том, что перед нами не только история о поисках себя, а скорее гибрид педагогической поэмы, социальной драмы и буддийской притчи — в той части, где говорится о залоге счастья.
Но самое главное — у «Географа» есть душа и теплота, которой он щедро с нами делится. Он не держит зрителя за идиота, сигнализируя каждым кадром о том, что создатели данного продукта лишь хотели заработать очень много денежек. Ну что, можете назвать хотя бы еще один такой уважительный к зрителю художественный фильм из тех наших, что вышли за последние три года?..

Источник: lostfilm.info






Leave a Reply

Ваш email адрес не будет опубликован. Обязательные поля обозначены как *

*