Стратегический обзор Гран При Индии

Гран При Индии Британский журналист и комментатор Джеймс Аллен проанализировал влияние стратегии на результаты Гран При Индии…

Стратегия добавила интереса индийской гонке – четверо пилотов в первой десятке начинали её на более жесткой резине, а шесть – на более мягкой. Мы увидели множество разных схем – некоторые позволили гонщикам добиться успеха, другие не сработали.

К сожалению, из-за инцидента на старте два быстрых пилота – Марк Уэббер и Фернандо Алонсо – не смогли продемонстрировать весь свой потенциал. В случае с Серхио Пересом стратегия со стартом на более жесткой резине сработала, и можно только предполагать, чего могли бы добиться Уэббер и Алонсо.

Гонщики Lotus использовали разные сценарии, в случае с Грожаном это сработало – Роман поднялся на подиум, а в случае с Райкконеном – нет. Мы разберём ситуацию, чтобы понять, почему это произошло.

Ожидания перед гонкой

У всех команд есть компьютерная программа разработки стратегии, позволяющая заранее смоделировать ход гонки и определить её возможный результат. В воскресенье утром у многих получилось, что гонку выиграет Уэббер с преимуществом в три-четыре секунды над Феттелем, который будет сокращать отставание на последних кругах. На индийской трассе непросто обгонять, что могло помешать гонщикам, стартовавшим на более мягкой резине – Феттелю, Росбергу и Хэмилтону, отыгрывать позиции после раннего пит-стопа. В большинстве команд считали, что шины Soft продержатся не больше пяти-шести кругов в начале гонки, поэтому, квалифицировавшись четвёртым на Medium, Марк мог одержать победу, создав отрыв на свободной трассе, пока его ближайшие соперники прорываются через пелотон.

Феттель квалифицировался на Soft и смог избежать инцидентов на первом круге, а на втором сменил резину. Гонщикам Mercedes удалось проехать более продолжительный первый отрезок – по ходу уик-энда их машины были быстры и стабильны на Soft, в команде рассчитывали на подиум и старались обеспечить своим гонщикам максимальные шансы.

Утром в воскресенье появилась ещё одна переменная – в Pirelli выпустили рекомендацию, в которой советовали не проезжать больше 15 кругов на Soft и 35 кругов на Medium. В Ferrari и Red Bull постарались следовать этому ограничению, но в FIA отказались придавать ему официальный статус, предоставив командам право самим определять сценарий работы с резиной. В итоге Адриан Сутил проехал свой лучший круг за Soft на 18-м круге, а Кими Райкконен – на 51-м для комплекта Medium. Игнорирование рекомендаций Pirelli позволило многим пилотам успешно провести гонку.

План Уэббера терпит неудачу, Феттелю удаётся отыграться

Моделирование гонки сулило Уэбберу победу после старта с четвёртой позиции на более жесткой резине, но сценарий не сработал – после инцидента с Алонсо Марк откатился на седьмое место, позади Хюлкенберга и Райкконена. В тот момент австралиец потерял шанс выиграть гонку, ведь его стратегия строилась на возможности создать отрыв на свободной трассе, пока Феттель теряет время в трафике.

К тому момент, когда Уэббер возглавил гонку, он смог оторваться лишь на половину необходимого интервала, а Феттель отлично справлялся с трафиком. Когда стратеги Red Bull Racing увидели инцидент между Феттелем и Алонсо, который вывел обоих гонщиков из борьбы за победу, они сразу позвали Феттеля в боксы – уже на втором круге, избавив его от более мягких шин. До финиша оставалось 58 кругов, которые они поделили пополам – Себастьян проехал два отрезка по 29 кругов на более жесткой резине.

Ключевым фактором его успеха, как и удачной гонки Росберга, стала способность быстро прорываться через трафик после раннего пит-стопа. Феттель ехал 17-м после второго круга и возглавил гонку на 29-м – к этому моменту ему удалось обогнать всех, кто стартовал на более жесткой резине.

Уэббер, понимая, что теперь он ведёт борьбу только за вторую позицию, сменил резину на 28-м круге – для короткого отрезка на Soft, а потом вернулся на Medium на 32-м, чтобы оказаться на свободном участке трассы перед Риккардо. Этот сценарий действительно позволил бы ему финишировать вторым, если бы не отказ генератора.

Чего добился Перес и мог добиться Алонсо

Серхио Перес продемонстрировал, чего могли добиться Уэббер и Алонсо – он проехал быстрый круг в финале квалификации на Medium, стартовал девятым и финишировал пятым, добившись лучшего для себя результата в сезоне. Серхио смог сохранить эффективность стартового комплекта шин до 28 круга, потом он проехал короткий отрезок на Soft на свободной трассе, а на 33-м вновь переключился на Medium, выехав позади Хэмилтона, но перед Хюлкенбергом. Шины у Льюиса уже были изношены и молодой гонщик, заменивший его в McLaren, смог выйти вперёд.

В инциденте на первом круге Алонсо повредил переднее антикрыло и подвеску, ему пришлось совершить ранний внеплановый пит-стоп, потеряв преимущество старта на более жесткой резине. Он не смог пробиться через пелотон и не заработал очков. Вероятно, ему стоило квалифицироваться на Soft и выбрать такую же стратегию, которую использовал Росберг. На Soft Алонсо показал второе время во второй квалификационной сессии, если бы он просто повторил это время в финале, то стартовал бы третьим и имел шансы подняться на подиум.

Разные сценарии в Lotus и чего мог добиться Масса

После финиша в Lotus возникли некоторые противоречия, поскольку Райкконен отказался выполнять приказ команды и пропускать Грожана за восемь кругов до финиша. В тот момент шины у Кими проехали на шесть кругов больше, чем у Романа, их ресурс уже заканчивался. Между гонщиками Lotus произошел небольшой контакт, Грожан выехал за пределы трассы, но потом смог опередить финна и финишировал третьим после старта с 17 места. Райкконен закончил гонку седьмым.

В Lotus планировали два пит-стопа для Райкконена, стартовавшего шестым, и один пит-стоп для Грожана, начинавшего гонку с 17-й позиции. Они оба стартовали на Soft, но у Романа это был свежий комплект, а у Кими – проехавший несколько кругов в финале квалификации. Эта разница оказалась важной – Грожан смог проехать более продолжительный первый отрезок, чем его напарник.

Грожану удалось дотянуть до 13 круга, отыграв множество позиций, пока соперники меняли резину, оставшиеся 47 он проехал на одном комплекте Medium – этот фактор и сыграл ключевую роль в его успехе.

Грожану повезло, что в Ferrari не провёли пит-стоп Массы на 29-м круге, когда бразилец имел преимущество в 23 секунды над французом и после смены шин должен был оказаться впереди на более новой резине – в этом случае в Lotus не имели возможности его атаковать. В Ferrari не воспользовались этим шансом, Масса сменил шины на 30-м круге и вернулся на трассу позади Романа – для фразцуза это был ключевой момент гонки.

В Mercedes видели это. В той фазе гонки Росберг находился позади Массы, и они позвали Нико в боксы на 27-м круге, чтобы опередить Грожана, который в промежутке между 21 и 25 кругом потерял какое-то время позади Гутьерреса, что в итоге стоило ему второго места.

Для Райкконена в Lotus планировали два пит-стопа, первый из них он провёл на 7-м круге, оказавшись позади Хюлкенберга и ди Ресты на относительно свежем комплекте Medium. Обогнать соперников не удалось – на машине Кими вновь возникли проблемы с тормозами, которые уже несколько раз случались по ходу сезона. Из-за находящихся впереди машин эффективность системы охлаждения тормозов снизилась, задние тормоза перегрелись и не работали должным образом.

Кими обсудил с командой альтернативный вариант, который можно использовать в ситуации, когда гонщику сложно обгонять, и рискнули перейти на стратегию одного пит-стопа. Если бы риск оправдался, Райкконен мог подняться на подиум, если нет – он финишировал бы седьмым – на той же позиции, что и в трафике при двух пит-стопах.

Риск был очень велик, ведь Кими сменил резину на седьмом круге, но в прошлом Lotus порой удавалось реализовать и такие варианты. К сожалению для Кими, шин не хватило – их эффективность снизилась на 55 круге, на трёх следующих он потерял четыре позиции, но достаточный отрыв от ди Ресты позволил ему после второго пит-стопа на 58 круге не потерять место.

Двойной финиш в очках для Force India

После нескольких неудачных гонок в Force India добились хорошего результата на домашней трассе, увеличив отрыв от Sauber в Кубке конструкторов до 23 очков за три этапа до конца чемпионата.

Стартовав 12-м, ди Реста финишировал восьмым, проехав дистанцию с двумя пит-стопами, первый из которых прошел очень рано. Сутил стартовал 13-м и финишировал девятым, только однажды сменив резину.

План ди Ресты состоял в том, чтобы стартовать на более мягких шинах, избавиться от неё уже на первом круге, а потом разделить гонку на два равных отрезка с более жесткой резиной. В итоге по ходу почти всей дистанции он мог атаковать на свободной трассе – такой поход отлично сработал. Да, в команде были расстроены тем, что им не удалось опередить Райкконена на последнем отрезке, но в Lotus успели провести пит-стоп и Кими вернулся на трассу перед Полом, имея свежий комплект шин.



(Следующие новости) »



Leave a Reply

Ваш email адрес не будет опубликован. Обязательные поля обозначены как *

*