Табачник завысил позиции образования в мировом рейтинге

Табачник Министр образования и науки Дмитрий Табачник завысил позиции украинского образования в мировом рейтинге конкурентоспособности, пишет обозреватель ZN.UA Оксана Онищенко.

Автор напоминает, что во время парламентских слушаний на тему Доступность и качество общего среднего образования: состояние и пути улучшения, министр заявил, что «по оценкам иностранных экспертов Всемирного отчета о конкурентоспособности государств Мирового экономического форума, в 2013 году по качеству украинское среднее образование заняло уже 45-е место, всего оценивалось 122 страны. 

По итогам этого же исследования… три года назад мы занимали… 56-е место.

Прогресс наблюдается и по многим другим составляющим оценивания. Наиболее существенным он является по критерию качества школьного естественно-математического образования — 24-е место против 42-го в 2010 году. О качестве начального образования. За три года вместо 49-го места качество начального образования в Украине Международным форумом по конкурентоспособности поставлено на 31-е место», передает ZN.UA.

Вместе с тем, как сообщает издание, в рейтинге конкурентоспособности в 2013 году представлены не 122, а 148 стран. И показателя «качество среднего образования» в нем нет. По показателю «качество начального образования» же Украина действительно улучшила свой результат: в 2010 году у нас было 49-е место, в 2013-м — 37-е (а не 31-е).

В отчетах о глобальной конкурентоспособности, подготовленных Всемирным экономическим форумом, все показатели развития разделены на три большие группы (субиндексы): «базовые требования», «усилители эффективности» и «факторы развития и инновационного потенциала». Каждый из них является основой определенной стадии развития экономик стран.

Директор Центра исследования общества Инна Совсун отметила: «Для Украины, как и для многих других стран, измерить экономическую производительность начального образования фактически невозможно, поскольку у нас нет людей, имеющих лишь этот уровень образования. 

Начальное образование важно только для трудоемкой работы. Этот показатель является существенным для слаборазвитых стран, где в школу ходит небольшая часть детей, а остальные с малых лет начинают работать. В этом случае оценивается базовая грамотность — умение читать и считать, что для нашего общества довольно странно.

И то, что мы поднялись по этому показателю, свидетельствует о том, что наша страна может конкурировать с отсталыми странами Африки, но отнюдь не с развитыми западными странами».

Следовательно, качество начального образования Украины определялось на основании опроса работодателей, не нанимающих работников с начальным уровнем образования, а опирающихся на свои представления.

«Группа показателей «усилители эффективности» имеет значение для экономик второй стадии развития — ориентированных на эффективность. И именно на этой стадии, согласно отчетам о конкурентоспособности, находится сейчас экономика Украины. 

Для того, чтобы конкурировать с развитыми странами, нам необходим высокий уровень человеческого капитала. Он зависит от многих показателей. Например, от качества системы образования. О нем министр осмотрительно промолчал. Ибо здесь Украина не прогрессирует. В 2010 году мы занимали 56-е место, 2011-м — 62-е, 2012-м — 70-е, в 2013-м -79-е», — передает ZN.UA.

По другому показателю группы «усилители эффективности» — качеству естественно-математического образования — Украина поднялась с 42-го места в 2010 году на 28-е (а не 24-е, как сказал министр) в 2013 году.

Однако большая разница в позициях оказалась небольшой в баллах: в 2010 году по этому критерию Украина получила 4,6 балла, а в 2013-м — 4,8 из 7 возможных. Вместе с тем такое возрастаниие свидетельствует о том, что естественно-математическое образование демонстрирует хорошую способность к развитию и прогрессу.

Напомним, по данным опроса, проведенного в октябре 2013 года, треть украинцев считают низким либо очень низким качество высшего образования. По данным опроса, средним качество высшего образования считают 45%, скорее высоким и очень высоким — 15%. 

С утверждением, что высшее образование помогает реализоваться самым способным и талантливым, согласны 35% респондентов, не согласны — 40%. В то, что высшее образование помогает найти хорошую работу, верят 18%, не согласны с этим 60%.

Исследование Фонда Демократические инициативы на тему Отношение населения Украины к внешнему независимому тестированию проводилось с 2008 года по октябрь 2013 года в рамках реализации образовательных проектов Альянса USETI. 

В каждом из общенациональных опросов были опрошены около двух тысяч респондентов из всех областей Украины, АР Крым, Киева и Севастополя. Выборка опрошенных репрезентативна по полу, возрасту, образованию, региону проживания  и типу поселения.






Leave a Reply

Ваш email адрес не будет опубликован. Обязательные поля обозначены как *

*