Обнаружена планета похожая на Землю

Kepler 78b Небольшая планета в 400 световых годах от нас имеет практически те же размеры и массу, что и Земля, но, увы, там слишком жарко для существования жизни.

Обнаруженная в августе экзопланета Kepler 78b обращается вокруг своей звезды на удивление быстро: год там длится всего 8,5 земных часов. Данные, полученные с помощью космического телескопа Kepler, также позволяют заключить, что диаметр находки всего в 1,2 раза больше земного, что делает её самой маленькой из известных экзопланет.

Новые данные, полученные той же командой ученых, которая обнаружила существование Kepler 78b, свидетельствуют, что экзопланета напоминает Землю и по другим характеристикам. Ее масса всего в 1,7 раза превосходит земную, а средняя плотность вещества составляет 5,3 грамма на кубический сантиметр (для земли этот параметр равен 5,5 г/см?), что позволяет судить о схожести состава планет.

Впрочем, на этом сходство заканчивается. Экзопланета находится слишком близко к своей звезде, и высокие температуры (около 2000 ?С или даже выше) практически исключают возможность существования жизни на ней.

Планеты, вращающиеся по малым орбитам, предоставляют ученым немало интересных данных. Так, Kepler 78b, которая за неделю успевает обернуться вокруг своей звезды около 20 раз, позволяет выполнить многократные наблюдения за своим поведением. Каждый раз, когда планета закрывает диск своей звезды, сияние последней блекнет. По частоте этих событий и по изменению яркости звезды астрономы могут судить о размерах планеты и ее орбите.

Эффект Доплера позволяет выявить не только движение планеты, но и сопровождающее его смещение самой звезды, которая по сути вращается с планетой вокруг общего центра тяжести. Таким образом можно рассчитать приблизительную массу планеты: более тяжелые планеты сильнее влияют на поведение своих светил. Однако для проведения таких расчетов требуются очень точные измерения, представляющие собой значительную трудность для астрономов.

Еще одна проблема для ученых, пытающихся выявить параметры планеты по изменению яркости ее звезды – пятна, подобные тем, которые можно наблюдать на поверхности нашего Солнца. Они создают помехи, не позволяя точно измерить проявления эффекта Допплера. Торопливая планета Kepler 78b обращается вокруг своего светила достаточно часто, чтобы можно было собрать статистические данные по изменению его яркости, а затем, памятуя о «звездных пятнах», вычислить не только период обращения планеты, но и период обращения самой звезды вокруг своей оси.

Оказалось, что звезда совершает полный оборот за 12,5 суток. При этом вещество на ее экваторе движется со скоростью около 1,5 м/с – так спешащий пешеход идет по своим делам.

« (Предыдущие новости)